27 января 2023 года состоялся полугодовой отчёт проектной группы, работающей над научно-методической проблемой «Формирование нравственных качеств личности учащихся на уроках в начальных классах».
В ходе отчёта были определены направления работы творческой группы: заседания, повышение квалификации, участие учителей в конкурсах педагогического мастерства, обобщение и представление опыта работы.
Предполагаемые формы работы: открытые уроки и внеклассные мероприятия; семинары; индивидуальные консультации с учителями-предметниками; целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Определили цель: совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, уровень их компетентности в условиях обновленного содержания образования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Поставили следующие задачи: совершенствовать знания педагогов в области нравственного воспитания, повышать эффективность деятельности участников творческой группы по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного основного образования, искать наиболее эффективные формы и методы преподавания для оптимизации образовательного процесса с целью стимулирования саморазвития и самоопределения обучающихся, проводить экспериментальную апробацию проектов, анализировать эффективность их внедрения.
Гадаева Оксана Васильевна, учитель начальных классов, считает, что если начать формировать ценностные представления о семье c младшего школьного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии. С помощью проекта «Моя семья» решено объединить детей и родителей в одну большую и дружную семью. Результаты проекта: удовлетворенность от общения, от проделанной работы, совместных дел.
Цель работы Актасовой Анары Турсуновны, учителя начальных классов, – показать, что на уроках математики в классе предшкольной подготовки можно успешно реализовать направление нравственного воспитания. Математика является не просто областью знаний, но, прежде всего, существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Абдугалиева Динара Адильхановна, библиотекарь, совместно с учителем начальных классов Коваленко Зульфирой Шамильевной провела интегрированный урок по литературному чтению. На занятии говорили о любви к родному краю, учились сравнивать стихотворения, находить общее и отличное. Главная цель урока была направлена на работу с разными источниками информации, предлагаемыми библиотечным фондом школьной библиотеки. Динара Адильхановна убеждена, что сегодня одной из важнейших проблем социального плана является нравственная культура человека во взаимодействии с информацией.
Киселёва Юлия Александровна, учитель начальных классов, провела классный час по теме: «Формирование нравственных понятий, таких как доброта, вежливость, отношение к окружающим». Целью классного часа являлось формирование у учащихся представлений о добре, доброте, хороших поступках и расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека. Для достижения цели применялись такие методы, как воспитывающая ситуация, чтение литературных произведений по теме классного часа, заставляющих задуматься над проблемой, аудио-видеоматериалы, позволяющие эффективно воспринять информацию.
Ушакова Антонина Сергеевна, учитель начальных классов, вместе с учениками 3 «А» класса посетила «Музей Алматы».
Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, даёт возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее.
Айбергенова Айдана Бахытжановна , учитель казахского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над усвоением орфограмм, обращает внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на поучительную сторону того или иного текста. При изучении тем «Синонимы», «Антонимы» предлагает учащимся поработать с понятиями сострадание, любовь, уважение, забота, чуткость, сопереживание, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, чувство вины, порядочность.
Коваленко Зульфира Шамильевна пригласила Уразалину Евгению, дефектолога, руководителя развивающего мини-центра, маму Дамира (ученика 2 «А» класса) для участия в беседе о толерантности на основе художественного произведения. Дети размышляли об этом понятии и выяснили, что это терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием относится к другим, часто непохожим на них, странным людям, к их поведению. А 20 января Зульфира Шамильевна провела родительское собрание, где обсуждали вопросы нравственного воспитания в семье. Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. В ходе собрания посетили мастер-класс советского, грузинского и российского педагога, доктора психологических наук, академика АПН СССР, автора гуманной педагогики, Шалвы Александровича Амонашвили «Искусство семейного воспитания».
Таким образом, преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Тогда пережитые знания становятся убеждениями.