18 декабря 2025 года учитель русского языка и литературы Соловьёва В. В. провела в 10 «Б» классе открытый урок русской литературы по роману Чингиза Айтматова «Плаха».
Занятие было методически выстроено логично и целостно. Урок начался с психологического настроя, созданного с помощью стихотворения Р. Рождественского, и плавно перешёл к осмыслению ключевых философских проблем произведения. Эпиграф Е. Суркова точно задал тон всему занятию, подчеркнув актуальность романа и личную ответственность человека за происходящее в мире.
Особое внимание было уделено осмыслению понятий добра и зла не в отвлечённом виде, а в их художественном воплощении. Работа с «кругом добра и зла» позволила учащимся наглядно увидеть нравственное противостояние в романе, а групповая форма деятельности способствовала развитию навыков сотрудничества, диалога и взаимной оценки.
Задания для групп были продуманы и дифференцированы. Создание аналитических постеров и интеллект-карт помогло школьникам глубже раскрыть образы героев и идеи произведения. Важным результатом урока стало формирование социальной и нравственной активности учащихся. Они не только анализировали текст, но и соотносили поднятые в романе проблемы с современной действительностью.
Итоговая дискуссия показала, что урок побудил школьников к размышлению о судьбе человечества, ответственности личности и возможности нравственного выбора. Рефлексия в завершение занятия дала каждому возможность выразить личное отношение к роману и осознать его глубокую ценность.




