В сердце образовательной модели школы «Лицей Туран» – ребёнок со своими способностями и потребностями. Мы уверены, что каждый ребёнок должен иметь возможность найти и раскрыть свою индивидуальность, реализовать свой потенциал. На это усилия нашей высокопрофессиональной команды.
Многих родителей, да и учителей беспокоят современные реформы системы образования. Действительно, образовательные программы сегодня отличаются от тех, по которым учились предыдущие поколения. Но ведь и мир сильно изменился и продолжает стремительно меняться. Нужно обладать навыками сёрфингиста, чтобы не утонуть в потоке информации, в которой предстоит жить нашим детям. Прежние подходы эту проблему не решают.
Педагоги нашей школы понимают, что новая образовательная концепция – это вызов устаревшему профессиональному мышлению. Мы твёрдо придерживаемся парадигмы: начинать начинать с себя. Как отмечал Сэмюэл Джонсон, «фонтан успеха должен забить в нас самих; тот же, кто столь несведущ в натуре, что ищет счастье, заставляя все что угодно, кроме самого себя, потратит свою жизнь на бесплодные усилия и преумножит беды, от которых стремился избавиться ».
Поэтому педагогический коллектив нашей школы несколько лет назад принялся изучать, осваивать и внедрять принципы метапредметных, проектных и других инновационных технологий, которые согласуются с задачами обновлённого образования. Мы стремимся научить школьников применения полученных знаний в образовательном процессе стараемся задействовать как можно больше органов чувств ребёнка.
При выполнении всех требований государственного общеобязательных стандартов образования разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы во всех классах школы «Лицея Туран», например, программа по углублённому изучению английского языка.
В рамках этой программы государственного сверх образовательного введены дополнительные курсы «Yazoo u Fly High PrimarySchool pack for Kazakhstan» в 1–4 классах, «Практическая грамматика английского языка» в 9 классах, «Деловое общение» и «Международные отношения и многосторонняя дипломатия» в 10–11 классах, кроме того ряда предметов естественнонаучного преподаётся на английском языке, а в 4–9 классах курс «Разговорный английский язык» ведет носитель языка – преподаватель из Великобритании.
С целью преодоления языкового барьера и развития умения излагать мысли на английском языке для учащихся начальной и средней школы работает разговорный клуб «Speaking club». Клуб работает в сотрудничестве с международной языковой школой «Interpress International House», поэтому у детей появилась возможность регулярно встречаться с преподавателями-носителями языка для оценки своих возможностей устной речи.
Школа «Лицей Туран» имеет статус Центра по подготовке к Кембриджским экзаменам «Cambridge English Preparation Center». На протяжении нескольких лет развития наши учащиеся успешно проходят эти международные экзамены, подтверждающие уровень владения языка, активное участие в олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места. Во время летних каникул ребята выезжают с преподавателями школы на зарубежные языковые курсы и принимают участие в образовательных программах таких стран, как США, Великобритания, Канада.
Важное место в образовательной программе по английскому языку занимают творческие проекты, например, театральные и музыкальные постановки, участие в международной ежегодной конференция TURAN MODEL UNITED NATIONS, встречи с зарубежными гостями и многие другие.
Вместе с тем педагоги школы решили расширить спектр образовательных услуг лингвистического направления на основе современных технологий, методик и информационных ресурсов. Обеспечить дополнительную практику, способствующую формированию и развитию навыков восприятия речи на слух, призван пионерский для Казахстана проект «Лингвистическая
зарядка», который интегрирован в образовательные программы по английскому, казахскому и русскому языкам.
С целью повышения мотивации к изучению казахского языка и развития творческих способностей учащихся в школе работает разговорный клуб «Тілдесу». Нестандартные формы проведения занятий позволяют совершенствовать разговорную речь учащихся, ребята учатся говорить, петь песни на казахском языке.
При всех достоинствах обновлённой школьной программы, по мнению ряда учителей и родителей, следовало бы больше уделять внимания грамматике русского языка. Поэтому наши педагоги внедрили такие курсы, как «Основы информационной культуры школьника» (1-4 кл.), «Развитие речи» (5-8 кл.), «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10-11 кл.).
В школе проводится много внеурочных мероприятий на казахском и русском языках, направленных на формирование у наших учеников высокого уровня лингвистической культуры, поскольку это одно из важнейших условий достижения успеха в современном мире.
Образовательная программа по математике нашей школы также превышает государственные стандарты за счет курсов «Избранные вопросы математики» (5-9 кл.) и «Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе» (10-11 кл.).
Дети, особенно мотивированные к углублённому изучению математики и физики, обучаются в Заочной школе специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета. Все наши ребята успешно справляются со сложными заданиями и переходят из класса в класс. При необходимости им всегда готовы оказать помощь, провести консультацию учителя физики и математики.
После уроков ребятам предоставляется возможность реализовать себя в различных творческих и технических кружках и спортивных секциях. Например, в школе работают кружки робототехники и информатики. Желающим предоставляется возможность заниматься 3D моделированием на базе Городского научно-методического центра новых технологий в образовании.
В школе работают такие спортивные секции, как шахматы, каратэ, футбол, баскетбол. Не менее востребованы драматический театр, хоровая, вокальная и танцевальная студии, класс фортепьяно, изостудия «Вдохновение», студия рукоделия «Я сама», Музей боевой славы.
Проводится много внеклассных мероприятий. Некоторые из них являются традиционными. Например, пользуются особой популярностью день лицея, день дублёра, день языков, день здоровья, день туризма, и др. Вся школа участвует в спартакиаде и предметных декадах.
Каждый ребёнок имеет возможность проявить и реализовать себя, построив вместе с учителем свою индивидуальную образовательную траекторию. После уроков проводятся занятия по самоподготовке и коррекционные занятия, факультативные занятия по углублённому изучению отдельных предметов (математика и физика, казахский, английский и русский языки). Успешно работает научное общество лицеистов «Поиск». Многие ребята увлекаются проектной деятельностью.
Разработка проектов – занимательное и очень полезное дело. Ребята не только погружаются в научную или социальную, а иногда и бизнес-проблему, но и учатся совместной командной деятельности, умению управлять собой, рационально распоряжаться своим временем, находить нужную информацию и работать с ней, то есть приобретают жизненно важные навыки, которые помогут им быть успешными во взрослой жизни. В качестве наставников выступают педагоги школы, а разработчиков социальных и бизнес-проектов дополнительно консультируют студенты команды «Enactus Turan» – одной из лучших казахстанских команд.
Вся система работы школы направлена на формирование у детей лидерских качеств. Постоянно совершенствуется ученическое самоуправление, активно работает Совет лицеистов, регулярно проводятся тренинги, форумы и другие мероприятия, способствующие самоидентификации ребёнка, развитию эмоционального и социального интеллекта. Часть мероприятий реализуется совместно с сотрудниками и докторантами кафедры «Психология» университета «Туран».
Мы стремимся, чтобы в школе ребёнок получил конкурентоспособное образование, нашёл друзей, сохранил здоровье и психику – и просто был счастлив. Этим, на наш взгляд, и определяется качество образования.
Класс предшкольной подготовки
Предшкола работает в режиме полного дня. Дети учатся, играют, занимаются физкультурой, гуляют на благоустроенной территории школы, спят, имеют 3-х разовое питание. Учебный год – 9 месяцев. Каникулы в режиме общеобразовательной школы. Выходной день – суббота, воскресенье.
Педагоги и психологи осуществляют полную подготовку детей к обучению в школе, развивают память, внимание, логическое и образное мышление, речевую сферу, готовят детей к письму. Ребята учатся общаться со сверстниками и взрослыми; анализировать, сравнивать и синтезировать понятия; быстро ориентироваться в обстановке; легко переключать и сосредотачивать внимание; писать печатными буквами слова и предложения; читать с пониманием, четко выражать свои мысли; решать простые, составные математические и логические задачи; хорошо запоминать слова, тексты и рисунки.
Обучение и воспитание детей основано на государственной программе РК с использованием авторских разработок по развитию интеллекта. Предлагается раннее изучение казахского и английского языков. Дополнительно к стандарту введены курсы: «Yazoo u Fly High PrimarySchool pack for Kazakhstan»; «Времена года в музыке»; «Я и мир вокруг меня» (групповые занятия с психологом); «Классический танец».
Начальная школа
При поступлении ребёнка в 1-й класс очень важно правильно оценить степень его готовности к обучению в школе. Умение читать и считать еще не означает, что ребёнок будет чувствовать себя комфортно на занятиях. Разобраться в этом помогут высококвалифицированные учителя и сотрудники психолого-медико-педагогической службы.
Занятия в начальной школе проводятся в режиме школы полного дня. Распорядок тщательно продуман с целью обеспечения высокой эффективности образовательного процесса: максимальный результат при отсутствии перегрузок, стрессовых ситуаций и ми нимальной утомляемости детей.
В основе обучения младших школьников – технология личностно ориентированного обучения, гармоничное становление личности, нравственное осмысление жизни посредством развития основ базовых компетенций.
В 1- 4 классах дополнительно к стандарту в ведены курсы: «Yazoo u Fly High Primary School pack for Kazakhstan»; «Живопись»; «Шахматы»; «Классический танец».
Основная и старшая школа
Помимо освоения основ современных наук и технологий, в основной и старшей школе пристальное внимание уделяется развитию творческого потенциала учащихся, овладению эффективными способами мышления. Содержание образования в основной и старшей школе соответствует современным образовательным стандартам и предполагает высокий уровень целостности, осмысленности, способности усвоения учебного материала учащимися.